Страховой случай подкрался незаметно: что делать, если это произошло во время поездки за рубеж?

Наступление страхового случая по полисам страхования для выезжающих за границу вызывает множество вопросов и трудностей. Языковой барьер, удаленность от близких, незнание местных законов — все это вызывает у туристов панику и стресс. Куда обращаться за помощью в зарубежной стране и как получить выплату в полном объеме — подробнее об этом в рамках настоящей статьи.

вернуть копенсацию по страховке зарубежом

Что делать при страховом случае

В момент страхования путешественники стараются отгонять мысли о неприятных ситуациях в поездке, поэтому не читают правила страхования и не уточняют у сотрудников страховщика как действовать при наступлении страхового случая.

Помните: представителями страховщиков в зарубежных государствах являются сервисные компании и службы, с которыми заключены соответствующие договоры. Наиболее распространенной является Assistans, русскоязычные операторы которой регистрируют факт обращения и указывают в какую медицинскую организацию обращаться при ухудшении состояния здоровья.

Порядок действий в зависимости от страхового случая различен и имеет свои тонкости. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для обращения и получения выплаты, которая состоит из следующих этапов:

  • незамедлительно уведомите страховщика о произошедшем событии — при нахождении за границей свяжитесь с сервисной службой по телефонам, указанным в полисе или правилах страхования;
  • строго выполняйте рекомендации специалистов страховщика или сервисной компании. При оплате расходов за счет собственных средств собирайте все чеки, квитанции и иные доказательства понесенных денежных трат;
  • обратитесь к страховщику для получения выплаты (исключение составляет оплата страховщиком оказанных медицинских услуг на счет клиники).

При обращении в сервисную службу будьте готовы сообщить сведения, позволяющие идентифицировать в базе клиентов, а именно:

  • личные данные (ФИО, дата рождения);
  • данные страхового полиса — номер и срок страхования, название страховой организации.

Дополнительно потребуется сообщить территориальное местонахождение, описать произошедшее событие (для получения медицинских услуг указать симптомы) и оставить контактный телефон для связи. Если дозвониться до сервисной службы не удается обратитесь в службу поддержки страховщика (телефон должен быть указан на полисе или на официальном сайте в Интернете) и уточните контакты сервисной службы в стране пребывания.

Какие документы необходимы для выплаты

Вопрос предоставления документов актуален при обращении за выплатой непосредственно к страховщику по всем рискам, за исключением медицинских расходов, который оплачиваются по факту оказания на счет медицинского учреждения.

Вне зависимости от произошедшего события потребуется предоставить:

  • паспорт;
  • оригинал страхового полиса и квитанции по оплате страховой премии;
  • реквизиты для перечисления возмещения;
  • доверенность на представителя или документы, подтверждающие вступление в наследство в случае смерти застрахованного.

В зависимости от страхового случая к заявлению с детальным описанием всех обстоятельств произошедшего подготовьте следующие документы:

  • По рискам медицинские расходы:
  • медицинские документы, содержащие сведения о диагнозе, назначенном лечении, проведенных медицинских исследованиях и манипуляциях, а также наименование клиники и контакты лечащего врача;
  • документы из компетентных органов и служб при наступлении несчастного случая (например, ДТП);
  • документы, подтверждающие понесенные расходы, с указанием даты платежа, суммы, валюты (чеки из медицинского учреждения и аптеки, оплаты телефонных переговоров и пр.);
  • проездные документы, билеты, а также загранпаспорт с отметкой о пересечении границы в качестве подтверждения совершения поездки.
  • По рискам страхования от невыезда:
  • проездные документы, а также документы, оформленные при их обмене или сдаче;
  • документы от транспортных компаний, содержащие информацию о задержке или отмене поездки/рейса;
  • документы, подтверждающие факт наступления события, которое препятствует совершению поездки (в случае смерти близкого родственника — свидетельство о смерти, экстренной госпитализации — выписка из больницы, вызова в суд — повестка и иные);
  • договор туристского продукта и квитанция о его оплате (при покупке тура), а также документы, связанные со своевременным его аннулированием (до 1-2 дней после наступления события).
  • по рискам страхования багажа:
  • документы, свидетельствующие передачу багажа компании-перевозчику (багажная бирка) и акт, фиксирующий его пропажу;
  • посадочный талон/билет;
  • копия претензии, направленной транспортной компании, с подтверждением о вручении;
  • в случае хищения копия заявления в полицию и талона-уведомления, а также постановление о возбуждении уголовного дела;
  • документы, подтверждающие стихийные бедствия;
  • чеки и квитанции за приобретенные средства первой необходимости, связанные с задержкой/утратой багажа.
  • по рискам гражданской ответственности за вред третьим лицам:
  • копия вступившего в силу решения суда;
  • счета за телефонные переговоры со специалистами страховщика и сервисной службы;
  • загранпаспорт с отметкой о пересечении границы;
  • в случае удовлетворения требования потерпевших за счет собственных средств — расписка, чек о перечислении определенной суммы.

Получить информацию о порядке выплаты и перечне документов, предоставление которого страховщику обязательно, можете в правилах страхования в разделе «Страховая выплата» или аналогичном.

Что делать при отказе в выплате

Получение отказа в выплате возлагает все понесенные расходы на туриста. Избежать подобную ситуацию поможет внимательное и неукоснительное соблюдение требований и условий страховщика, указанных в правилах.

Гарантировано получение отказа по риску медицинские расходы при отсутствии необходимости экстренной госпитализации, например, обострение хронического заболевания. По страхованию от невыезда отказ в выплате будет, если застрахованный по внутренним убеждениям отказался от совершения поездки. Во всех случаях страховщик откажет в производстве выплаты при наличии вины застрахованного и совершении активных действий, направленных на наступление страхового случая.

Отказ страховщиком также может быть связан со следующими обстоятельствами:

  • признание события не страховым случаем, не включенным в страховое покрытие (например, отсутствие необходимости экстренной госпитализации);
  • несоблюдение требований страховщика по своевременному уведомлению о произошедшим событии;
  • отсутствие обязательных документов;
  • иные.

Запросите у страховщика предоставить отказ в письменном виде с указанием причин и обстоятельств.

В соответствии со ст. 964 ГК РФ страховщик освобождается от обязанности произвести выплату только в случае воздействия ядерного взрыва, начала гражданской войны и совершения военных действий. Во всех остальных случаях отказ в выплате, в том числе по полисам страхования для выезжающих за границу, является незаконным и может быть обжалован в судебном порядке. Обратитесь к юристу, которые поможет составить исковое заявление и направит дело в суд, по статистике большая часть подобных дел решается в пользу туриста.

comments powered by HyperComments